JUNIOR UNIV UNIV2015

Направления, предлагаемые для обсуждения темы конгресса 2015

1. Общие темы

  • Дружба, солидарность, сотрудничество: дружба между людьми, организациями и государствами. Крупные надгосударственные организации.
  • Дружба и сосуществование в плюралистическом обществе: культура, идентичность и толерантность. Взаимосвязь истины и мнения. Сила мнения, ценность личных, моральных или психологических суждений против научных суждений.
  • Взаимосвязь дружбы и справедливости, дружбы и щедрости
  • Договоренность или столкновение цивилизаций? Культурные, этические и геополитические вызовы между странами Запада и мусульманскими странами, странами Азии и Россией. Азиатский блок. Анализ Арабской весны. Роль империи в политике и истории.
  • Продвижения согласия и мира как социальных благ по сравнению со столкновением цивилизаций, войнами, террором, новой холодной войной.
  • Солидарность как социальное измерение дружбы: личная социальная ответственность в решении проблем, влияющих на сосуществование. Общественные объединения как проявление солидарности и личной социальной ответственности.
  • Размышления о дружбе у греческих и римских авторов: от Платона и Аристотеля до Цицерона и Синеки. «Счастливому человеку необходимы друзья» (Аристотель): дружба как условие успешной жизни. Друг как второе «я» в библейской и классической традиции.
  • Философская основа дружбы: «Поступать хорошо по отношению к другу» (Аристотель): этика, дружба и человеческие отношения.
  • Дружба и культурный обмен: разговор и дружба как поле для сотрудничества и культурного обмена.
  • Томас Мор, «рожденный дружить» (Эрасмус): примеры прочной дружбы во времени и пространстве. Направления искусства, которые возникли из дружбы и совместной работы.
  • Дружба и вражда в истории литературы и современной мысли: Льюис и Толкиен, Элиот и Паунд, Мелвилл и Готорн, Хэмингуэй и Дос Пассос, Бернанос и Вэйль. Великие поколения литераторов и художников.
  • Дружба как часть первоначального замысла университета: universitas magistrorum et scholarium(сообщество учителей и ученых) возможно в текущей модели организации университета? Великие университетские традиции: средневековый университет, Саламанка, Алькала, Англо-Саксонкий кампус, кампус либеральных искусств.
  • Мир, управляемый технологиями или «покорение природы» (Льюис). Господство над природой как проект Просвещения и современной критики технологий.
  • Самопознание и познание других. Пределы самопознания в мире образов. Можем ли мы судить других лучше, чем себя, и их действия лучше, чем наши действия? (Аристотель).
  • Человеческое бытие как самосознание.  Происхождение сознания у людей. Самосознание, значение развития в генетике или в коллективном знании человеческого духа.
  • Христианство как место встречи в «глобальной деревне»: забота, дружба, солидарность. «Я назвал вас друзьями» (Ин 15:15): дружба с Богом во всех ее аспектах.

2. Наука и медицина

  • Работа в команде и технологическая революция в многочисленных научных коллективах. ЦЕРН: модель сотрудничества исследователей.
  • Исследование и искоренение нищеты:  борьба с тропическими заболеваниями. Отношения врач-пациент. Неизлечимый больной. Сосуществование с болезнью: доктор, семья и неизлечимый пациент.
  • Доноры органов и крови:  технические и антропологические аспекты донорства. Споры по условиям жизни донора.
  • Взросление: от подростка к взрослому. Влияние наркотиков и бессонницы на целостное развитие личности.
  • Взаимосвязь разума и мозга. Восстановление понятия нематериальности души. Развитие психических болезней: разрушительное бремя для пациента, страдающего от потери связи с реальностью.
  • Боль как медицинская реальность. Лечение боли и смысл жизни. Предоставление информации неизлечимо больным. Паллиативная забота как часть всеобщего планирования здравоохранения.
  • Обучение врачей. Возможно ли восстановить значение медицины как искусства и науки?
  • Качество жизни. Нужно ли адаптироваться к условиям реальности каждого отдельного человека? Проблемы достижения счастья при помощи медицинских средств. Смерть, боль и старение как часть человеческой жизни.
  • Научная истина и открытия. Ложные мифы в медицине: как они создаются и как обнаруживаются.
  • Устройства, созданные служить семьям. Видеоигры для семей, караоке, специальное программное обеспечение и прочее в качестве средства объединения семьи. Wii и Kinect как семейный досуг.
  • Виртуальная реальность. Сервисы технического познания (системы, показывающие синтетические образы в реальных образах). Использование виртуальной реальности в системах трансляции спортивных соревнований, военной и гуманитарной помощи, в хирургии, архитектуре и других сферах.
  • Виртуальная реальность: авиационные и автомобильные тренажеры, армия, хирургия, спецэффекты для фильмов, новые интерфейсы для игр. Стоимость моделирования реальности.
  • Дистанционное присутствие. Пример вывода из эксплуатации атомных электростанций (Фукусима). Дистанционное управление в хирургии: система Да Винчи.
  • Технологические достижения, развивающие коммуникацию и отношения между людьми. Существуют ли критерии использования социальных сетей в семье? Мобильные телефоны и семейная коммуникация.
  • Семейные GPS, умные развлечения: место для отдыха и покоя (природа, культура и досуг адаптированы под пользователя).
  • Финансирование фундаментальной науки. Критерии распределения ресурсов грантов на исследования.
  • Баланс между базовыми и прикладными исследованиями: тонкий баланс. Теории физики, контрастирующие с реальностью. Возможные критерии научной обоснованности в исследованиях.
  • Теория суперструн: толкование физической реальности или математической конструкции?
  • Различные уровни научных теорий и их взаимосвязи. Научный метод, познание действительности и ее пределов.
  • Роль теории в разработке и интерпретации научных экспериментов.
  • Уважение моральных норм в научных исследованиях – препятствие к развитию или жест в сторону реализма?
  • Идеологические предрассудки в современной науке. Наука, которая ведет нас к Богу или от Бога и других. Философские предположения науки.
  • Начало человеческой жизни. Баланс технологий и исследования, удаленные от этики. Материнство – сыновние (дочерние) отношения во время беременности.

 3. Коммуникации

  • Влияние социальных сетей на возможность возникновения дружбы.  Выгоды и сложности, которые они предоставляют. Кибератаки, груминг и прочее.
  • Быть «утопленным» СМИ  в информационном обществе. Как мы представляем новости и какое будущее ждет интернет-СМИ? Изменение, определение повестки дня?
  • «Лавина» информации и необходимость поиска надежных источников. Количество и качество информации. Проблема обучения и улучшения памяти в цифровой среде.
  • Важность логики по отношению к официальной риторике. Связь между логикой и СМИ.
  • Знание, новости и развлечение. «Постоянно в сети» как угроза производительности и эффективности.
  • Наркомания и неумеренное потребление: бегство от реальности.  Эскапизм и "абсолютизм развлечений".
  • Говорить или отправлять сообщения. Дружба в Интернете: между дружбой в режиме онлайн и оффлайн. Виртуальная и реальная жизнь: идентичность, анонимность и нарциссизм.
  • Профили в социальных сетях, можно ли думать об этике видимости, изображения и идентичности? Бренды, которые  являются законодателями мод в социальных сетях. B2B и B2C коммуникации.
  • Произвести революцию в сторону добра в эру "хакеров", "троллей" и "спама". Трудное искусство слушать в эпоху прямых сообщений.
  • Как постоянный поток новинок влияет на производительность и результативность? Проблема непосредственности и желание создать «сенсацию». Скорость распространения информации, слухи и репутация. Правосудие в социальной коммуникации.
  • Преимущества стремительного распространения информации в условиях стихийных бедствий и гуманитарных катастроф.
  • Возвращаясь к реальности: «отключиться, чтобы подключиться». Отдых, работа, семейная жизнь, дружба и цифровые платформы.
  • «Гражданская журналистика» против «профессиональной журналистики». Становится ли информация более или менее поверхностной, когда обуславливается материальными интересами?
  • Социальные сети и цифровые медиа на службе новой евангелизации: идеи, инициативы, проекты. Социальные медиа и душа.
  • Общение в 140 символов. Как это средство общения соотносится с практикой, которая является частью добродетели дружбы? Социальные сети изменяют только форму выражения или также формат наших мыслей?
  • Поколение эгоистов: культура создания образа и взращивание тщеславия. Защита личной идентичности в Интернете.

 4. Экономика, закон, политика

  • Открытые парламенты. Кибер-демократия, электронная политика, электронное правительство. Сетевые технологии, политика и демократия.
  • Политика 2.0 (Е-политика) политиков в Интернете и активная гражданская позиция. Горизонтальность и ослабление иерархий. Возникновение и сила движений граждан в социальных сетях. Польза и злоупотребление. Что-нибудь действительно изменилось?
  • Дружба и предпринимательство. Баланс между доверием и справедливостью при запуске и ведении бизнеса.
  • Дружба в государственных учреждениях. Иерархические отношения между друзьями.
  • Регулирующая солидарность. Законодательство о национальных и международных НПО. Регулирование пожертвований. Налоговые стимулы для развития благотворительности. Патронаж. "Крауфандинг".
  • Солидарность между странами. Сотрудничество в направлении развития и принцип субсидиарности. "Призвание" к развитию. Международные отношения. "Дружба" между странами: союзы, интересы, принципы.
  • Приватность в социальных сетях. Защита и контроль дружбы и отношений между несовершеннолетними.
  • Сосуществование и плюрализм в демократических обществах. Пределы свободы. Сознательный отказ.
  • Условия войны и мира.
  • Богатство разнообразия. Политика позитивных действий.
  • Дружба и маркетинг. Рекламные стратегии в "социальных медиа".
  • Регулирование в университете. Сосуществование между студентами и преподавателями. Общежития.
  • Дилемма между количественной и социальной экономикой: математическая и гуманистическая наука или социальная? Непростые отношения: неоклассическая экономика против кейнсианской, где реальность?
  • Роль правительства в решении финансового кризиса: национализация и вызовы глобализации. Экономический кризис как кризис ценностей. Регулирование рынка после финансового кризиса.
  • Как решить проблему безработицы? Как капиталистический материализм усугубит проблему безработицы?
  • Должны ли все люди ожидать приема на работу? Люди оказываются во власти международной валютной системы и ее создателей или во власти закона о бюрократическом режиме благосостояния? Кто должен приносить "жертвы", если это необходимо, в целях содействия развитию в странах третьего мира?
  • Является ли общество, в котором бизнес-сектор осуществляет политическую власть, тем типом общества, который наилучшим образом содействует развитию солидарности между богатыми, бедными и средним классом?
  • Какие экономические структуры являются наиболее благоприятными для ведения войны? Для единомыслия? Для мира?
  • Социальные сети и общение в компании: влияние Интернета на дружбу на рабочем месте.
  • Реальность Европейского союза: экономический союз или политическое сообщество? Традиции и реальность: христианская Европа.
  • Каковы возможности дружбы между народами в Европе, где мы видим рост национализма (Франция, Венгрия, Польша, Украина и т.д.)?
  • Что такое права человека? Играют ли они важную роль в укреплении согласия, мира и дружбы между людьми или являются причиной раздоров и войн? Каково использование и злоупотребление дискурса о правах человека? Что происходит, когда права сочетаются с раздувающейся риторикой? Что происходит, когда права становятся слишком разделенными с человеческой природой?
  • Возвращение к естественному праву: падение в релятивизм после провала позитивистской формы права и закона. Пределы правового толкования. Есть ли способ гармонизировать права, разработанные в рамках философии естественного права, с правами, разработанными в рамках различных форм современной философии?
  • Демократия и релятивизм: представления, формулируемые в ходе современных дискуссий. Опустился ли плюрализм по своей природе до релятивизма и тирании? Прием диалога Ратцингера – Хабермаса.
  • Ответственность и Интернет: абстрактное определение свободы выражения мнений и журналистики без этических границ. Какова цель средств массовой информации и журналистики? Добраться до истины ради содействия общему благу или просто не лгать?
  • Являются ли СМИ источником построения дружбы или создания большей путаницы и разногласий в обществе? Раскрытие тайн ради общего блага: "полная прозрачность" в качестве основного критерия СМИ. Может ли СМИ лгать или манипулировать, рассказывая о новостях в интересах содействия национализму или войне? Возможно ли современным СМИ установить независимость от интересов власти и бизнеса, которые платят по счетам и обеспечивают им механизмы для освещения информации?
  • "Биозакон" и "Табу": закрывать глаза на реальность. Окружающая среда и закон: природа как граница для промышленности.
  • Современные преобразования правовой концепции семьи: бегство от реальности? Не совсем одинаковые или разные? Принцип равенства и природа вещей.
  • Бедность, развитие и права: Caritas inVeritate (Благотворительность в истине). Юридическая точка зрения.
  • Капитализм, коммунитаризм,  либерализм. Дебаты между основными экономическими традициями. Возможна и нужна ли дружба между различными формами политической экономики?

5. Искусство и архитектура

  • Пространство для жизни способствует ли привычкам (таким, как добрососедство), создающим условия для дружбы? Пространства, которые изолируют или объединяют людей; в какой степени, если это вообще возможно, художественные и архитектурные произведения повышают, ломают или предотвращают социальные отношения.
  • Влияние экономического кризиса на архитектуру. Кризис как возможность для новой модели архитектуры. Возможно ли сообщество архитекторов в условиях кризиса? Каким образом это может повлиять на новые проекты?
  • Произведение искусства в качестве автономного объекта, построенного за пределами реальной среды, можно ли отделить произведение от  интерпретации?
  • Настоящее пространство и виртуальное пространство. Контроль технологий, внимание к конкретной реальности.
  • Можно ли разработать и внедрить архитектуру «человеческого масштаба»? Устойчивая архитектура: технологии и науки в ритме природы. Восстановление города «человеческого масштаба». Вернуться к ценности человеческого пользования.
  • Дилеммы в проектировании: архитектура как бизнес – архитектура и обслуживание; архитектура ради впечатления – архитектура жизни. Модели и примеры современной архитектуры.
  • Реальность и фантазии в творческом и конструктивном процессе: соблюдение стандартов. Отказ от современной утопии: технологическая утопия.
  • Город: разнообразие среды обитания и комплексность. Как мы можем сделать города более пригодными для человека, более благоприятными для завязывания и поддержания дружбы? Положения о территориальном регулировании и проживание в городах. Эволюция жилого блока. Искусство создания полезных пространств для  удовлетворения потребностей человека.
  • Дебаты об универсальности современного художественного опыта: это искусство лишь потому, что создано художником?
  • Крупные многопространственные здания: от средневековых соборов до современных городских проектов. Многоквартирные дома.
  • Великие архитектурные студии и фигура примерного архитектора.
  • Коммуникабельность музыкального опыта. Как различные виды музыки могут привести к порядку, который позволяет развить дружбу или создать революционное общество, которое отсекает возможность настоящей дружбы.
  • Неотложная архитектура: Сигэру Бан. Может ли художественное творчество  способствовать чему-то положительному в ликвидации последствий стихийных бедствий? Является ли «гуманитарная» архитектура привлекательной для архитекторов?
  • Восстановление эстетического элемента в искусстве: восприятие формы и цвета как эстетических элементов при общении и в отношениях между людьми.
  • Понятие художественного своеобразия: тот, кто оценивает искусство, дает оценку на основе личного стиля? Работа художников должна оплачиваться отдельными лицами или общественными фондами? Какова роль художника в обществе: сломать модели дружбы или показать их возможности, их красоту?
  • Пересмотр методов, которыми мы пользуемся, совершая какие-то действия в нашей жизни. Природа в качестве модели для создания искусства.
  • Познавая художника: Гауди глазами Эцуро Сото. Является ли отношение между искусством и художником своего рода дружбой? Как контакт с искусством меняет нашу жизнь и наши отношения с другими людьми?
Наверх

Login or Register

Facebook user?

You can use your Facebook account to sign into our site.

fb iconLog in with Facebook

LOG IN