JUNIOR UNIV UNIV2015

Секрет арифметики успешного родителя: как три плюс два станет девятью?

В марте состоялась пятая встреча цикла «Позитивная Педагогика». Ведущая Мария Грозовская поделилась важным секретом в воспитании детей.

Каждый из нас сталкивался с такой ситуацией: мама просит ребенка сделать что-то, а он не слушает ее. Мама повторяет снова и снова, но все ее попытки тщетны. В чем же причина? Неужели «несчастной» маме достался от рождения «непослушный» ребенок? Мы уже достаточно образованы, чтобы так не думать! После предыдущих встреч стало очевидно, что характер человека формируется воспитанием: всего 22 % воли – это результат мутации генов, а остальные 78 % – плоды трудов наших родителей и нас самих. Значит, мамы почти всесильны, нужно только знать, как именно поступать в том или ином случае.

В первую очередь, стоит обратить внимание на современную информацию о воспитании детей. Авторы книг о «Позитивной Педагогике» рекомендуют метод раннего образования ребенка, в период с зачатия до восьми лет, до тех пор, пока мозг продолжает формироваться, оставаясь восприимчивым к определенным навыкам и умениям. Речь идет не только о занятиях спортом и изучении иностранных языков, но и о привычке жить в добродетелях порядка, послушания, мужества, милосердия и др.

Что есть добродетель? Это привычка творить добро. Каждый из нас привык чистить зубы утром и вечером, это не доставляет труда, не требует уговоров и размышлений. Точно также мы можем привить ребенку любовь к чистоте, приучив его с раннего возраста раскладывать игрушки по коробкам, вешать платья и брюки в шкаф и т.д.

Для каждой из добродетелей есть свое особое, подходящее, время – важно не упустить его, но не менее важно понимать, как именно обратиться к ребенку с просьбой, советом или поучением.

Позитивная педагогика предлагает воспользоваться знаниями о позитивной синергетике. Позитивная синергетика – это импульс, возникающий в системе, где при нормальном усилии достигается неожиданно высокий результат. Попробуем представить это математически:

3+2=5 – обычная арифметика,
3+2=9 – сложение с позитивной синергетикой, где импульс равен 4,
3+2=1 – сложение с негативной синергетикой, где импульс равен -4.

А теперь – пример из жизни.

Мама просит сына убрать в комнате. Рассмотрим три варианта диалога.

А) Больше не оставляй комнату грязной!
Б) Убери в своей комнате! В этом доме мы все должны убирать за собой и застилать свои постели.
В) Мне очень понравится, если ты уберешь свою комнату, я уверена, ты можешь это сделать! (Второй вариант: мне так нравится, когда ты убираешь в своей комнате).

Варианты будут восприняты по-разному.

Чтобы позитивная синергетика сработала в наших отношениях с детьми, нужно учитывать, как именно работает мозг и как он воспринимает информацию. Прежде чем нечто новое сможет попасть в сознание, оно проходит серию фильтров внимания. Один и тот же посыл, различным образом оформленный, может быть как услышан, так и проигнорирован.

Чтобы успешно пройти эти фильтры, родитель и ребенок в момент диалога должны:

находиться в хорошем настроении;
чувствовать себя спокойно и расслабленно;
испытывать доверие друг к другу;
не забывать о чувстве такта;
испытывать любовь.

При этом первые два пункта особенно важны для ребенка, тогда как последние два – полностью забота родителей! Доверие же – необходимый элемент для всех участников!

Эти пять условий относятся к абсолютно любой ситуации. Сколько раз мамы в гневе кричали на своих детей, а на следующий день им приходилось повторять снова и снова абсолютно то же самое.

Это и есть эффект негативной синергетики.

Вспомним теперь приведенный выше пример из жизни и сопоставим его с арифметикой.

А) Больше не оставляй комнату грязной! 3+2=1 – сложение с негативной синергетикой, где импульс равен -4.
Б) Убери в своей комнате! В этом доме мы все должны убирать за собой и застилать свои постели. 3+2=5 – обычная арифметика.
В) Мне очень понравится, если ты уберешь свою комнату, я уверена, что ты можешь это сделать! (Второй вариант: мне так нравится, когда ты убираешь в своей комнате). 3+2=9 – сложение с позитивной синергетикой, где импульс равен 4.

Что же значит это сложение? При варианте «А» маме, скорее всего, придется повторять свою просьбу вновь и вновь. Вариант «Б», наиболее вероятно, сработает при первом возникновении проблемной ситуации, но к следующему разу родителям придется напомнить их чаду о том, что в помещениях принято убирать. Результат варианта «В» может быть неожиданно приятным: ребенок, поверивший в себя (ведь мама не сомневается в его силах!), подбодренный любовью родителей («мне так нравится, когда ты убираешь в комнате»), будет следить за чистотой без напоминаний. Идеально, не правда ли? И достичь идеала – реально!

Подробнее ...

План действий в «Позитивной Педагогике»

 План действий в «Позитивной Педагогике» – это инструмент, помогающий родителям выработать хорошую привычку или добродетель для себя или своих детей. 24 февраля 2013 года в фонде «ВОЛГА» состоялась четвертая встреча, посвященнная «Позитивной Педагогике». На ней обсуждалась тактика составления планов действий для детей, а также были освещены различные виды мотивации в обучении и воспитании.

Планы действий бывают трех видов:

1)    план действий прошлого;
2)    план действий настоящего;
3)    план действий будущего.

План действий прошлого нужен в качестве реакции на уже имеющуюся проблему. Хотя позитивная педагогика в основном направлена на превентивное воспитание, заранее все предусмотреть бывает довольно-таки сложно даже для тех, кто озаботился воспитанием будущих детей еще во время беременности или до замужества, не говоря о познакомившихся с идеей позитивного образования спустя несколько лет после рождения детей. Этот метод подходит всем, и именно поэтому есть план действий прошлого.

План действий настоящего помогает родителям развить те навыки ребенка, на которые именно сейчас обращено особое внимание, приобрести новую привычку или добродетель, актуальную на данный момент.

План действий будущего в каком-то роде похож на инвестицию. План действий будущего не касается никаких конкретных событий или проблем, это план в долгосрочной перспективе, он может быть подготовкой к следующему периоду восприимчивости или к некому важному этапу в жизни вашей семьи.

План действий состоит из:

- ситуации;
- цели (общей и/или специфической);
- средств достижения цели;
- мотивации (как воспитателя, так и воспитуемого);
- истории;
- результата.

Каждый из этих пунктов во время встречи был подробно изучен. Составление любого плана действий следует начинать с описания имеющейся ситуации, то есть указать имена ребенка или нескольких детей, их возраст, период восприимчивости, который актуален для них сейчас или станет актуальным в ближайшее время. Далее необходимо сформулировать общую цель и конкретизировать ее: к примеру, развить в годовалой дочери добродетель порядка – это общая цель, а показать ей, как раскладывать игрушки по коробкам, то есть научить убирать вещи в разные ящики –  цель конкретная. История и результат – это важнейшие пункты плана. Ведь никто не хочет, чтобы мечты остались лишь мечтами? Значит, нужно определить, за какое время цель необходимо достигнуть, и записывать происходящее в графе история, а в конце зафиксировать результат.

Мотивация – это отдельная важная тема, о которой также говорилось на четвертой встрече цикла «Позитивная Педагогика».

Существуют три вида мотивации человеческих действий:

-    материальный (I);
-    интеллектуальный, или личностный (мы говорим здесь о навыках человека, о его способностях) (II);
-    уровень воли (III).

Взрослому человеку легче всего понять, в чем различие уровней мотивации, на примерах из бизнес-среды. Представьте себе компанию, где сотрудники не удовлетворены своей заработной платой (уровень I). А теперь представьте их начальника,  который пытается решить эту проблему нестандартным образом: он отправляет подчиненных на курсы повышения квалификации (уровень II). Вполне возможно, что на некоторое время люди будут удовлетворены таким поступком начальника, но проблемы с зарплатой это не решит. Но если бы начальник предложил своим младшим коллегам бесплатные обеды, медицинскую страховку или скидки на туристические поездки, это стало бы решением проблемы. Ведь все вышеперечисленное относится к первому, материальному, уровню. Можно сделать следующий вывод: для эффективного достижения цели следует использовать мотивацию соответствующего уровня.

Теперь рассмотрим более сложный пример из жизни обычной семьи. Ребенок пришел из школы домой с невыученными уроками и полученной двойкой (уровень II), а мама лишает его карманных расходов (уровень I) или запрещает ему смотреть телевизор (уровень II). Насколько действия мамы будут эффективны? Позитвиная педагогика предполагает, что в данном случае маме стоило бы вместо ограничений или в дополнение к ним сесть вместе с ребенком и помочь ему выучить урок (уровень II), а после того «вернуть» ему телевизор или отпустить на прогулку. Интересно, что когда дело касается двоек, все соглашаются с «Позитивной Педагогикой», но что насчет успехов? Отличные отметки для современных родителей – это своеобразный повод увеличить количество карманных денег, выдаваемых детям. Напомним, что высокие баллы на экзамене – это свидетельство того, что ребенок усвоил материал, что связано со вторым уровнем мотивации, а количество карманных денег – вопрос сугубо материальный, относящийся к первому уровню. Ведущая встречи обратила внимание на то, что ребенок, получающий деньги за собственное обучение, не способен продолжать его, когда деньги перестают поступать в его карман. Так, уехав учиться в другой город или страну, он может не справиться с выполнением самых необходимых заданий просто потому, что его привычная мотивация исчезнет.

В качестве примера Мария Грозовская привела уже готовый план действий одной семьи.

Ситуация: Брайан и Рут использовали деньги и подарки в качестве вознаграждений и наказаний. У них пятеро детей: Джоанна (16 лет), Паул (14 лет), Люк (11 лет), Кэролайн (8 лет) и Сьюзан (6 лет). Девочки хорошо учатся, а вот у мальчиков есть с этим некоторые сложности. Брайан и Рут задумались, как можно изменить систему мотиваций в семье, и поставили перед собой следующие цели:
общая цель –  воспитывать детей в духе настоящих ценностей и добродетелей;
конкретная цель – изменить систему вознаграждений и наказаний, больше не прибегая к деньгам и подаркам.

Средства: Брайан и Рут решили объяснить двоим старшим детям то, что собираются сделать, ведь, используя одну и ту же систему в течение пятнадцати лет, сложно что-то изменить за один вечер, зато, если старшие примут новые правила, то и младшие последуют их примеру. Брайан поговорил с Паулом, а Рут – с Джоанной. Они сказали своим детям, что отныне их карманные расходы не будут зависеть от их оценок, они будут получать одну и ту же сумму раз в неделю. В разговоре они обсудили значимость этих изменений для всей семьи.

Мотивация:

-    благо для всей семьи;
-    благо для каждого из детей;
-    укрепление воли.

История: Рут поговорила с Джоанной, и та сразу приняла новую идею родителей, а Пауль воспринял разговор с отцом не совсем так, как ожидали родители: он решил, что теперь ему больше не нужно стараться, чтобы получить карманные деньги. Через две недели они поговорили снова и увидели, что дети много думали над сложившейся ситуацией. Спустя несколько месяцев трое детей приняли новую систему, а у Паула и Сьюзан по-прежнему были некоторые проблемы: Паулу не хватало мотивации, а Сьюзан, как младшая из всех детей, привыкла к вознаграждениям в форме многочисленных сладостей и подарков.

Результат: эксперимент прошел не так хорошо, как ожидали родители, изменения не повлияли на Паула, и еще нужно время, чтобы Сьюзан привыкла к новым ценностям, остальные дети с радостью восприняли нововведения, стали радоваться словесным похвалам и почувствовали, как их воля стала сильнее. Брайан и Рут продолжают стараться для блага своей семьи.

В завершение были озвучены некоторые практические советы по составлению Плана Действий.

1.    Необходимо выделять день и время и составлять планы действий для всей семьи. Если дети уже могут участвовать в этом, стоит привлекать и их!
2.    Следует составлять план для каждого члена семьи (например: сделаем так, чтобы не только дети слушались и выполняли задания, но и чтобы папа вовремя возвращался с работы, а мама больше играла с детьми).
3.    Планы действий для детей родители должны составлять вместе, тогда они смогут рассмотреть ситуацию с разных точек зрения и вместе держаться одного направления.
4.    Очень важно уделять должное внимание мотивации и указывать ее как для детей, так и для себя и остальных членов семьи.
5.    Использовать планы действий стоит в любой ситуации.
6.    Уместно записывать планы действий и вешать их на видное место.

Очередная – пятая – встреча «Позитивной Педагогики» состоится 24 марта в 17:30 в фонде «ВОЛГА»!

 

 

 

Подробнее ...

Интернет и телевидение в процессе воспитания. Процесс приобретения ценностей.

В Фонде состоялась третья встреча, посвященная вопросам современных технологий и нравственных ценностей. Мария Грозовская говорила о правилах безопасности для детей и подростков внутри киберпространства, о секретах эффективного использования телевидения и Интернета, а также о процессе становления ценностей.

Телевидение, телефон, Интернет и компьютерные игры стали неотъемлемой частью нашего мира. Мира не только детей, но и взрослых. Однако важно трезво оценивать степень влияния СМИ на разум и волю наших детей. Семейный гид в индустрии кино и развлечений http://www.movieguide.org/ в 2008-м году опубликовал неутешительный отчет, гласящий, что к семнадцати годам среднестатистический подросток потребляет около 63000 часов продукции СМИ. С этим не может конкурировать ни школа (11000 часов, что в пять раз меньше), ни родители (2000 часов, что в 30 раз меньше), ни церковь (900 часов, в 60 раз меньше).

Доктор Фернандо Короминас в своих книгах пишет об особенностях восприятия информации детьми в возрасте десяти лет: в школе они усваивают до 50% материала, от родителей получают 27% знаний и суждений, зато телевидение оставляет в их памяти 95% увиденного и услышанного. Позже эти показатели могут изменяться, ведь подростки, общаясь между собой, тоже сильно влияют на мысли и суждения друг друга.

При этом из трех составляющих человеческой личности – тело, ум и воля – именно воля более всего подвержена влиянию СМИ. Новости и интервью, по мнению доктора Фернандо Короминоса, могут изменить наши мнения на 80%, а реклама и политические программы и вовсе спроектированы так, чтобы повлиять на поведение общественных масс. Если так реагируют на продукцию СМИ взрослые образованные люди, то что можно сказать о маленьких детях или подростках, оставленных наедине с телевизором или родительским ноутбуком, вышедших в Интернет.

В течение третьей встречи Мария Грозовская говорила о плюсах и минусах влияния современных технологий на воспитание детей. Ведущая неоднократно подчеркнула, что нет необходимости отказываться от всех благ цивилизации, не смотреть кино и объявлять Facebook корнем мирового зла, вместо этого она предложила родителям несколько простых правил счастливой жизни семей в полезной дружбе с медиа.

1.    Укрепляйте отношения со своими детьми. Когда ваш сын или дочь приходит из школы, спросите сначала о том, что его или ее волнует, как прошел день, что задело, а что обрадовало ваше чадо, и только потом поинтересуйтесь оценками. Абсолютное большинство жертв виртуального насилия годами страдали от своих мучителей, скрывая это от родителей.
2.    Семейный просмотр кино или ТВ-шоу – не только возможность поделиться вашими интересами и хорошим вкусом с ребенком, но также повод обсудить вопросы нравственности и морали.
3.    Смотрите с детьми то, что видели раньше сами, и помните, что сцены насилия и порнографии влияют на мозг определенным образом: врезаются в память и становятся навязчивыми.
4.    Расскажите ребенку о правилах безопасности в Интернете: ведь даже виртуальная подружка-ровесница может оказаться очень даже реальным маньяком-педофилом, живущим по соседству, который в доверительной беседе узнает о жизненном укладе вашей семьи, расписании кружков, домашнем адресе и времени, когда родителей нет дома.
5.    Заведите аккаунт в каждой из социальных сетей, в которых зарегистрированы ваши дети, не бойтесь обсуждать в дружественной форме любую публичную информацию, которая доступна их друзьям и случайным гостям, предложите помощь в выборе фотографий для виртуальных альбомов или подайте идею сделать фотосессию вместе.
6.    Не читайте личную переписку: это не прибавит доверия вашим отношениям, а значит сделает ваших детей более уязвимыми к кибер-насилию
7.    Уважайте вкусы ваших детей: если ребенок послал вам смешное видео или фото, поблагодарите его и не критикуйте сразу, лучше скажите, что понравилось, а что не очень, пошлите в ответ то, что привлекает вас.
8.    Компьютер, которым пользуются дети, лучше поместить в проходной комнате без дверей или в коридоре: вспомните офисы крупных компаний, ни один сотрудник не будет заходить в социальную сеть или смотреть кино на рабочем месте, если знает, что его начальник в любой момент может заглянуть через плечо.
9.    Ноутбук и телевизор не должны быть личными вещами до тех пор, пока ваш ребенок не сможет заработать на них самостоятельно, ведь СВОЮ вещь всегда можно унести в СВОЮ комнату и закрыть дверь.
10.    Будьте готовы заранее: получайте образование, приходите на встречи «Позитивной Педагогики», и у вас будет достаточно инструментов для успешного воспитания детей.

Темы следующих встреч:

Февраль: План действий и мотивация в обучении.
Март: Три плюс два будет девять! Секретная математика современных родителей.
Апрель: Вопросы воспитания воли.

 

 

 

Подробнее ...

Врожденные инстинкты и периоды восприимчивости

На встрече в конце октября Мария Грозовская поделилась с посетителями фонда «ВОЛГА» информацией о периодах восприимчивости и врожденных инстинктах. Часть встречи была посвящена краткому обзору истории этого вопроса – тому, какие концепции воспитания преобладали на протяжении всей жизни человечества (упоминались имена Аристотеля, Руссо, Дьюи, Менделя, Уотсона и Крика). Участники семинара узнали, что влияние наследственности на возможности человеческого тела велико – 78%, на разум – значительно, а именно 52%, а на волю – всего 29%.

Это значит, что все те прекрасные качества великих людей, которыми мы восхищаемся, – дело рук их воспитателей. Нужно ли самому быть да Винчи, чтобы воспитать Леонардо да Винчи? Позитивная Педагогика говорит «нет» и предлагает родителям принять на вооружение две основные концепции, которые сделают воспитание максимально простым и эффективным.

Это:

- врожденные инстинкты

И

- периоды восприимчивости.

В число руководящих инстинктов входят первичные действия человека, такие как дыхание, плач, сосание. Особым образом стоит отметить инстинкт подражания, имитации: он очень важен для процессов обучения и воспитания. К примеру, ребенку не нужно получать какие-то особенные уроки, чтобы начать ходить, держать равновесие и не падать. Хождение кажется таким простым, потому что мы делаем это каждый день, но если бы мы спросили об этом процессе ученых, которые занимаются созданием роботов, то они бы отметили, что научить машину ходить – это проблема, до сих пор не решенная!     А годовалый малыш может самостоятельно научиться ходить: у него есть все для этого с самого рождения, плюс дополнительное необходимое условие – мама в качестве модели, образца для подражания. Помощь родителей поможет ускорить процесс, но если ребенок сам начинает учиться ходить, то потом тренируется сам и не нужно постоянно заниматься его обучением.

Руководящие инстинкты всегда вовремя вступают в силу, открывая ребенку те знания, которые заложены в его интеллекте с рождения.

В животном мире можно наблюдать такой феномен, как периоды восприимчивости, то есть некие временные отрезки, в которых определенные действия происходят автоматически, без влияния окружающей среды. Мы называем это периодами, потому что говорим о фиксированном времени, и употребляем слово «восприимчивость», потому что происходящее не зависит от воли самого существа.

Можно выделить два типа периодов восприимчивости.

Один тип связан с произведением потомства и может продолжаться весь репродуктивный период жизни животного, а также повторяться в новой стадии создания потомства. Периоды восприимчивости второго типа сменяют друг друга в процессе развития живого существа и никогда не повторяются. Очень важно знать, в какое время начинаются те или иные периоды восприимчивости, когда мы говорим об этом понятии в контексте развития человеческой личности.

Каждый период возникает только один раз. И не повторяется. При этом у людей есть разум и воля. Мы свободны и ответственны, вольны распоряжаться своей жизнью. Мы можем контролировать собственные периоды восприимчивости, если хотим. Мы можем отказаться от того или иного действия, даже если настал для него самый подходящий период, мы можем произвести это действие раньше или позже, когда нужный временной отрезок еще не наступил или уже прошел, но это будет значительно тяжелее.

Темы следующих встреч:

Ноябрь: Интернет и телевидение в процессе воспитания.
Февраль: План действий и мотивация в обучении.
Март: Три плюс два будет девять! Секретная математика современных родителей.
Апрель: Вопросы воспитания воли.

 

 

 

Подробнее ...

Воспитание детей со знанием дела!

Осень в фонде «Волга» - это время начала новых проектов. 30-го сентября состоялась первая встреча цикла «Позитивная педагогика: воспитание со знанием дела!» Вела встречу Мария Грозовская, представитель Европейского Института  Воспитания (http://ieee.com.es/index.html).

Европейский Институт Воспитания – это некоммерческая организация, президентом которой является Фернандо Короминас, доктор военно-морского инженерного института в Мадриде. Более двадцати пяти лет он занимается исследованиями в области семейного образования или «позитивной педагогики». Фернандо Короминас провел тысячи конференций и написал множество книг, в которых делится самыми современными идеями в отношении воспитания и развития наших детей. Преподаватели Европейского Института – это опытные родители, активно использующие современные методы воспитания детей.

Мария Грозовская рассказала нам о том, что позитивная педагогика учит родителей быть готовыми к трудностям и интересностям, а также показывает способы предотвращения возможны проблем. «Наша цель – воспитать в наших детях свободную и ответственную личность» - говорит доктор Фернандо Короминас.

Ведущая встречи – молодая мама – наравне с другими родителями строит планы на будущее:

Мы видим своих детей свободными и ответственными, видим их успешное будущее, красивые манеры, волевые качества и совершенный характер. Но всему этому нам придется их научить. Почему сейчас нужно учиться быть родителями? Потому что образование сегодня отличается от опыта прошлых веков.

Так в чем отличие?

Мария Грозовская приводит три примера:

- современный мир – это мир связей и коммуникаций
- Все больше времени родители проводят вне дома, и меньше внимания могут уделять семье, в этом случае воспитание детей должно быть эффективным.
-  Интернет и телевидение имеют колоссальное влияние на наших детей, и мы должны его контролировать.

Наши слушатели убедились в том, что сегодня воспитание детей отличается от прошлых лет не только потому, что обстоятельства изменились, но также потому, что наука продвинулась вперед и в наших руках результаты множества исследований.

Но ведущая отмечает, что ценности, которые мы хотим передать нашим детям, остались прежними, и современен лишь метод их передачи.

И вот в чем он заключается:

позитивная педагогика занимается воспитанием воли маленькой личности, ориентируясь на концепции руководящих инстинктов и периодов восприимчивости. Руководящие (или врожденные) инстинкты - это те знания, с которыми ребенок рождается, они заложены в человеческой природе и проявляются внезапно: так ребенок учится ходить, ползать, говорить. Периоды восприимчивости - это такие временные рамки в возрастном развитии ребенка, когда мозг больше всего восприимчив к той или иной новой информации. К примеру, в возрасте от года до четырех лет легче всего научить ребенка говорить, как на «родном» так и на иностранном языке, с рождения до четырех лет, дети лучше всего воспринимают музыку, а вот понятие справедливости становится доступным в возрасте от семи до двенадцати лет.

 

 

 

Подробнее ...

Login or Register

Facebook user?

You can use your Facebook account to sign into our site.

fb iconLog in with Facebook

LOG IN